Скачать шаблон Joomla с JooMix.org
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: представительные органы работников

представительные органы работников 1 год 4 мес. назад #11130

  • kalimullina
  • kalimullina аватар
  • Не в сети
  • Moderator
  • Сообщений: 51
  • Спасибо получено: 8
  • Репутация: 0
Что такое представительные органы работников, когда и с какой целью они создаются?
Администратор запретил публиковать записи гостям.

представительные органы работников 1 год 4 мес. назад #11131

  • kalimullina
  • kalimullina аватар
  • Не в сети
  • Moderator
  • Сообщений: 51
  • Спасибо получено: 8
  • Репутация: 0
В соответствии с частью 1 статьи 31 ТК РФ для представления интересов работников из их числа может быть избран иной (нежели профсоюзный) представитель (представительный орган). Обычно интересы работников представляют профессиональные союзы, объединяющие более половины работников. Если в организации работники не объединены в профессиональный союз, либо в профсоюзе состоит менее половины работников, то в этом случае профсоюзная организация не уполномочена представлять интересы всех работников. При таких обстоятельствах из числа работников может быть избран иной представитель (представительный орган). Избрание этого представителя производится на общем собрании (конференции) работников. Согласно части 2 статьи 31 ТК РФ наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий. Как уже указывалось ранее, представительный орган выбирается на общем собрании работников (конференции), если на нем присутствует более половины от общего числа членов коллектива (либо избранных делегатов). Также разрабатывается положение о представительном органе, которое также принимается на общем собрании, формируются руководящие и контрольно - ревизионные органы (ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях»). В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзная организация является законным представителем объединяемых ею членов по вопросам трудовых и связанных с трудом отношений (т.е. уполномочена на представительство своими уставными документами и законом). Отсюда следует, что профсоюзная организация вправе делегировать своих представителей в представительный орган работников даже после избрания его общим собранием (конференцией) коллектива работников.
В ТК РФ предусмотрены процедуры учета мнения профсоюзного органа или (либо) выборного органа работников (при его наличии). То есть в обязанности работодателя не входит создание представительного органа работников, но если он есть, то необходимо соблюдать процедуру согласования. Порядок учета мнения профсоюзного органа раскрыт в ст. 372, по аналогии такая же процедура сохраняется и при учете мнения представительного органа работников. Следует отметить, что учет мнения и согласование – это два совершенно разных понятия. Действующий Трудовой Кодекс РФ вообще не предусматривает согласование действий работодателя с представительным органом работников. Согласование предусмотрено Уставом, коллективным договором, иными локальными актами организации.
В ст. 8 ТК РФ указан порядок принятия локальных актов:
1) с обязательным согласованием локального акта с представительным органом работников в силу требования закона;
2) с обязательным согласованием локального акта с представительным органом работников в силу требования коллективного договора, соглашения;
3) без учета мнения представительного органа при обязательности согласования с ним;
4) без учета мнения при необязательности согласования или при отсутствии представительного органа.
Согласно ст. 371 ТК РФ работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом.
Какие случаи под этим подразумеваются? В частности, это введение и отмена режима неполного рабочего времени (ч. 5 ст. 74 ТК РФ), привлечение к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 99 ТК РФ (ч. 3 ст. 99 ТК РФ), разделение рабочего дня на части, с тем чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы (ст. 105 ТК РФ), порядок применения вахтового метода работы (ч. 4 ст. 297 ТК РФ), утверждение графика работы на вахте (ч. 1 ст. 301 ТК РФ), привлечение к работам в нерабочие праздничные дни в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 113 ТК РФ (ст. 113 ТК РФ), установление дополнительных отпусков, не предусмотренных законодательством (ст. 116 ТК РФ), утверждение графика отпусков (ст. 123 ТК РФ), определение порядка и условий выплаты работникам (за исключением получающих оклад или должностной оклад) дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе (ст. 112 ТК РФ), определение размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ч. 8 ст. 325 ТК РФ), определение размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 326 ТК РФ), введение мер, предотвращающих массовые увольнения работников (ст. 180 ТК РФ), утверждение порядка применения вахтового метода (ст. 297 ТК РФ), увеличение продолжительности вахты до трех месяцев (ст. 299 ТК РФ), утверждение графика работы на вахте (ст. 301ТК РФ), установление надбавки за вахтовый метод работы (ст. 302 ТК РФ).
Кроме этого работодатель обязан:
- учитывать мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора с членами профсоюза в связи с сокращением штата, несоответствием занимаемой должности или неоднократным неисполнением трудовых обязанностей (п. п. 2, 3, 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). При этом порядок такого согласования предусмотрен ст. 373 ТК РФ (ч. 2 ст. 82 ТК РФ).
- При принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий (ч. 1 ст. 82 ТК РФ);
- получить согласие соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа, увольняя по п. п. 2, 3, 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы. При отсутствии вышестоящего выборного профсоюзного органа увольнение указанных работников производится в порядке, установленном ст. 373 ТК РФ (ст. 374 ТК РФ);
- предоставить прежнюю работу (должность) работнику, освобожденному от работы в организации в связи с избранием его на выборную должность в выборный орган первичной профсоюзной организации, после окончания срока этих полномочий. А при отсутствии ее с письменного согласия работника предоставить другую равноценную работу (должность) (ст. 375 ТК РФ);
- соблюдать порядок, установленный ст. 374 ТК РФ, при расторжении трудового договора по основаниям, предусмотренным п. п. 2, 3, 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, с руководителем выборного органа первичной профсоюзной организации и его заместителями в течение двух лет после окончания срока их полномочий.
И еще одной формой участия профсоюзов в трудовой деятельности является участие членов профсоюза в различных комиссиях. Так, в соответствии со ст. 82 ТК РФ представитель выборного органа первичной профсоюзной организации в обязательном порядке включается в состав аттестационной комиссии, созданной для проведения аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников в силу п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.
Представитель профсоюза или иного представительного органа также должен включаться в комиссию по расследованию несчастного случая (ч. 1 ст. 229 ТК РФ).
В отличие от представительного органа, основной функцией которого является представление интересов работников в социальном партнерстве, профсоюз наделен таким правом, как право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений (ст. 370 ТК РФ). При этом профсоюзы могут взаимодействовать с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, то есть с государственными инспекциями труда (ст. 19 Закона N 10-ФЗ).
Что же касается представительного органа, то работодатель должен учитывать мнение данного органа в следующих случаях: определение перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК РФ), составление графиков сменности (ст. 103 ТК РФ), применение систем нормирования труда (ст. 159 ТК РФ), принятие локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда (ст. 162 ТК РФ), утверждение правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ), вопросы применения и снятия дисциплинарных взысканий (ст. 193, 194 ТК РФ), формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей (ст. 196 ТК РФ), установление норм бесплатной выдачи специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту от имеющихся на рабочих местах вредных или опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения (ст. 221 ТК РФ), утверждение системы оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение платы за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу (ст. 135 ТК РФ), утверждение формы расчетного листка (ч. 2 ст. 136 ТК РФ), установление конкретных размеров повышенной оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 147 ТК РФ), установление конкретных размеров оплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 153 ТК РФ), установление конкретных размеров повышения оплаты труда за работу в ночное время (ст. 154 ТК РФ), установление порядка проведения аттестации (ст. 81 ТК РФ), утверждение инструкций по охране труда для работников (ст. 212 ТК РФ)


В случае, если локальный нормативный акт, принятый без соблюдения, установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, то он не подлежит применению.
Не подлежит к применению и нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
ТК РФ
Статья 8. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права
Работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Статья 372. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов
Работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.
В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.
При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.
Статья 373. Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя
При принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2,3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.
Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.
В случае, если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При не достижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.
Соблюдение вышеуказанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя - обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.
Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).
Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2017 - 2020 годы
3.1.8. В целях повышения эффективности коллективно-договорного регулирования на уровне образовательной организации содействовать принятию локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, в том числе при установлении либо изменении условий, норм и оплаты труда по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: kalimullina, zhuckowa
Время создания страницы: 0.260 секунд

Контакты

ГБОУ ВО МО "Академия социального управления"

  • Тел: (499) 189-1276
  • Email: ivanov_sg@asou-mo.ru

Об Электронной Академии

Вверх
Скачать шаблон Joomla с JooMix.org
Яндекс.Метрика
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…